Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Введение в исламоведение
Программа спецкурса для студентов восточных
факультетов университетов

Составители: С. М. Прозоров (общая редакция, Разделы I, V, VI), Д. В. Ермаков (Раздел IV), А. Д. Кныш (Разделы VII, IX), М. Б. Пиотровский (Раздел II), Е. А. Резван (Раздел III), Л. Р. Сюкияйнен (Раздел VIII).

Подготовленная профессиональными исламоведами, эта программа была опубликована в конце 80-х годов теперь уже прошлого столетия (см.: Народы Азии и Африки. М., 1989, № 3, 106-116; № 4, 107-116; № 5, 112-122). За истекший период не появилось новых, комплексных программ, опираясь на которые преподаватели могли быть дать студентам системное представление об исламе. Изданный в 2000 г. Институтом стран Азии и Африки при МГУ им. М.Ломоносова сборник программ спецкурсов и представленный как «первый в ряду публикуемых программ», содержит программу лекционного курса «Исламоведение», однако ее составитель, С.А.Кириллина, структурно и содержательно следует опубликованной нами программе «Введение в исламоведение» (в издании – «Исламоведение»), «разбавив» ее социологическими и страноведческими деталями и «упростив» ее академический язык до безграмотной передачи арабо-исламской терминологии. И, видимо, не случайно составитель этого откровенного плагиата даже не упомянула в списке использованной литературы источник своего «вдохновения».

В воспроизводимую на нашем сайте программу «Введение в исламоведение» внесены некоторые уточнения (унификация терминологии) и добавления (обновление списков литературы к Разделам).

От редакции. Несколько лет тому назад было принято решение о необходимости введения специальности «исламоведение» и постановки в ряде университетов страны одноименного спецкурса. Директивные органы поручили Всесоюзной ассоциации востоковедов координацию усилий ученых высших учебных заведений и научных учреждений по созданию соответствующей программы. Программа была разработана усилиями сотрудников ЛО ИВ АН СССР и профессорско-преподавательского состава Восточного факультета ЛГУ. Однако бывшее Министерство высшего и среднего специального образования не сделало, насколько нам известно, никаких шагов для введения этого спецкурса в университетах. Преподавание в ЛГУ осталось на уровне ранее существовавшей программы «Ислам в странах Азии и Африки». Мы решили напечатать неприменяемую в настоящее время часть программы, посвященную общим проблемам ислама, в надежде, что эта публикация побудит Госкомитет СССР по народному образованию разрешить введение такого курса, а преподаватели-исламоведы проверят предлагаемый проект на практике и выскажут свои мнения по содержанию программы и ее построению.

Читатели могут использовать данный проект программы также для самообразования или для приведения в систему своих знаний по исламу.

Ислам — одна из трех мировых религий, занимающая второе место по числу последователей. На протяжении 14 веков существования ислам играл важную роль в формировании социокультурного облика народов, проживающих на территории от Атлантического океана до Китая, выступая для мусульман в качестве универсального регулятора различных сторон общественной жизни, включая политику, хозяйственную деятельность, право и т. д.

В последнее десятилетие в некоторых из мусульманских государств заметно активизировалась политическая роль ислама. Правящие элиты ряда стран Востока широко используют модели «исламского пути» в качестве альтернативы как капиталистическому, так и социалистическому развитию. В определенной мере ислам является и фактором международной политики в афро-азиатском регионе; активизировалась деятельность международных мусульманских организаций, прежде всего Организации исламской конференции, действующей на правительственном уровне и объединяющей десятки государств Азии и Африки. Одновременно с этим значительно усилилось и использование исламской аргументации реакционными силами как па Востоке, так и на Западе.
В этих условиях комплексное изучение ислама, современных мусульманских концепций и их идейных истоков, истории формирования и эволюции мусульманского вероучения становится особенно актуальным как с научной, так и с практической точек зрения.

Задача предлагаемого курса — дать студентам научное представление об исламе как идеологической системе, исторически формировавшейся и ныне функционирующей в борьбе идей и мнений, систематизированные знания о содержании и формах мусульманского вероучения, о роли ислама в общественно-политической, культурной и частной жизни народов Востока, показать значение ислама в формировании политической идеологии и в государственной практике современных стран Азии и Африки.

Курс нацелен на расширение и углубление мировоззренческой подготовки студентов.

Программа предусматривает параллельно с лекциями проводить занятия со студентами по чтению и переводу специальных текстов. В соответствии со структурой программы составлена «Хрестоматия по исламу» (Переводы с арабского, введения и примечания. М., Наука, 1994. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров), занятия по которой должны способствовать более глубокому и конкретному восприятию материала лекций.

Одновременно коллектив авторов рассматривает эту программу как основу книги — учебного пособия «Введение в исламоведение», работа над которой уже ведется.

Программа курса рассчитана, прежде всего, на студентов, специализирующихся в области исламоведения. Читающие курс преподаватели неизбежно внесут свои коррективы в зависимости от конкретных условий и обстановки.

Полный курс «Введения в исламоведение» предназначен для студентов IV—V курсов ближневосточных кафедр восточных факультетов ВУЗов страны и рассчитан приблизительно па 100 часов. Вместе с тем структура программы (выделение областей исламоведения, основных тем и их подразделений) позволяет пользоваться ею па разных уровнях в зависимости от специализации и подготовленности аудитории. Программа может служить основой для различных спецкурсов по исламу. Основные этапы истории ислама, его понятийный аппарат и существенные черты его идеологии могут быть показаны и на более общем уровне, рассчитанном на слушателей курсов по религиоведению, истории Востока, страноведению и т. д.

 

Раздел I. Ислам (общая характеристика)

Подробнее...

Раздел II. Начало ислама

1. Истоки и предпосылки возникновения ислама.
2. Рождение ислама.

Подробнее...

Раздел III. Коран и коранистика

1. Коран как исторический источник.
2. Коран как литературный памятник.
3. История текста.
4. ‘Илм ал-кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества.
5. Коран и общественно-политическое развитие мусульманских стран в конце XIX—XX вв.
6. История изучения Корана и новые методики в коранистике

Подробнее...

Раздел IV. Хадисы и хадисная литература VIII—IX вв.

1. Хадисы и сунна Пророка.
2. Хадисы и процесс формирования догматико-правовой системы ислама.
3. «Традиционалисты» и традиционалистская идеология на рубеже
4. Критика хадисов как источника

Подробнее...

Раздел V. Вероучение, догматика, ал-калам

1. Вероучение первоначального ислама (до IX в.)
2. Догматика
3. Ал-Калам

Подробнее...

Раздел VI. Идейные течения и расхождения в исламе

1. Проблема «правоверия» и «заблуждения»
2. Проблема верховной власти
А. Сунниты
Б. Ши‘иты
В. Хариджиты
3. Проблема веры
4. Проблема предопределения и свободы воли (ал-кадар)
5. Проблема сущности и атрибутов Аллаха

Подробнее...

 

Раздел VII. Суфизм

1. Общее понятие и определение
2. Происхождение термина
3. Проблема происхождения суфизма и роли внешних факторов
4. Формирование и развитие аскетико-мистических настроений в VIII в.
5. «Классический» период развития суфизма
6. Систематизация суфийской традиции
7. Основные положения суфийских учений
8. Расцвет суфизма в XII—XIII вв.
9. Философизация суфизма в XII—XIII вв.
10. Зарождение суфийских братств в центральных областях мусульманского мира (ХII-ХIII вв.)
11. Суфизм и поэзия (XIII—XVII вв.)
12. Эволюция суфизма с XIV по XIX в.

Подробнее...

 

Раздел VIII. Ал-Фикх — мусульманская юриспруденция, мусульманское право

1. Ислам и социально-нормативное регулирование в VII в.
2. Начальный этап становления ал-фикха как юриспруденции
3. Разработка теоретических основ и методология ал-фикха в конце VIII—IX вв.
4. Соотношение ал-фикха — юриспруденции с другими дисциплинами и его предмет
5. Основные школы ал-фикха — юриспруденции
6. Развитие ал-фикха в рамках школ-толков в средние века
7. Ал-Фикх — мусульманское право в широком смысле
8. Особенности юридических норм ал-фикха
9. Основные отрасли ал-фикха — права
10. Место ал-фикха в правовых системах мусульманских стран в средние века
11. Ал-Фикх в современных правовых системах

Подробнее...

 

Раздел IX. Философия (ал-фалсафа)

1. Ал-Фалсафа в истории ислама
2. Истоки мусульманской философской мысли
3. Становление философской науки в раннеаббасидскую эпоху (вторая половина VIII—начало IX в.)
4. Ранний этап развития ал-фалсафа (IX—XI вв.)
5. Проблематика ал-фалсафа и ее связь с богословскими дискуссиями в исламе
6. Второй этап развития ал-фалсафа
7. Учение об «озарении» (ал-ишрак) и ши‘итская философская традиция
8. Застойные явления в истории ал-фалсафа в позднее средневековье

Подробнее...

Последнее обновление ( 08.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094
p_mo_vol6_no1_2000.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type