Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел V Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел V. Вероучение, догматика, ал-калам

Прозоров С.М.

1. Вероучение первоначального ислама (до IX в.).

Нераздельность религии и права, догматики и ритуала в исламе.

Понятие «ислам» и его соотношение с понятиями дин («религия») и иман («вера»).

Сложение учения о пяти «столпах веры» (ал-аркан ал-хамса, или аркан ал-ислам): аш-шахада («исповедание веры»), содержащая в себе два основных догмата ислама — «исповедание единобожия» (ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммеда (ан-нубувва); ас-салат (обязательная молитва); ас-саум (пост); aз-закат (обязательная милостыня); ал-хаджж (паломничество).

Учение об ал-джихаде как религиозной обязанности.

Преобладание ритуальных и моральных предписаний над догматами исламского вероучения.

Культ святых в исламе.

2. Догматика.

Неконцептуальный характер суннитской догматики. Преимущественное развитие права по сравнению с богословием.

Неинституциализированность суннитской догматики. Теократический идеал ислама и его несовместимость с идеей существования религиозного института (церкви) наряду с государством.

Отсутствие общепризнанной во всех регионах распространения ислама богословской школы.

Характерные черты богословия: мистицизм, авторитаризм.

Богословские споры в исламе в VII в. Сложение первой в исламе богословской системы догматов: му‘тазилиты. Васил б. ‘Ата’ (ум. в 748 г.) и ‘Амр б. ‘Убайд (ум. в 761 г.).

Пять «основоположений» (усул, ед. ч. асл) му‘тазилитской догматики, окончательно сформировавшихся в первой половине IX в.:

1. «Справедливость» (ал-‘адл), предполагающая свободу человеческой воли и способность Бога творить только «наилучшее» (ал-аслах).

2. «Единобожие» (ат-таухид), отрицающее политеизм и «антропоморфизм», реальность и извечность атрибутов Бога и признающее его неопределенность и непознаваемость.

3. «Обещание и угроза» (ал-ва‘д ва-л-ва'ид) как положение о неизбежности соответствующего воздаяния в потустороннем мире за совершенные человеком деяния.

4. «Промежуточное состояние» (ал-манзила байна-л-манзилатайн) между верой и неверием человека, совершившего тяжкий грех (ал-кабира).

5. «Повеление одобряемого и запрещение порицаемого» (ал-амр би-л-ма‘руф ва-н-нахй ‘aн ал-мункар) — предписание мусульманину способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом (тезис хариджитов и ши‘итов).

Судьба му‘тазилитов и их догматов.

Расхождения среди му‘тазилитских школ. Соперничество между багдадской и басрийской школами му‘тазилитов в IX—X вв.

Онтологические воззрения му‘тазилитов. Понятия ма‘дум («несущее») и кумун («сокрытое предсуществовапие»), джаухар («субстанция») и ‘арад («акциденция»). Расхождения среди му‘тазилитов в вопросе о пределе делимости тел.

Гносеология му‘тазилитов: превосходство разума над верой, отрицание слепого следования авторитету (ат-таклид).

Этический рационализм му‘тазилитов — учение о способности разума определять добро и зло.

Эволюция му‘тазилитских идей: Ибн ар-Раванди (ум. в 859 г., по другим сведениям — в конце IX в.), ‘Аббад б. Сулайман (ум. ок. 864 г.), Сумама б. ал-Ашрас.

Политические взгляды му‘тазилитов. Признание светского характера власти халифа/имама, избираемости главы общины, справедливости как необходимого качества имама, обязанности общины отстранять от власти несправедливого имама.

Влияние му‘тазлитской системы догматов на формирование суннитской догматики.

Основные догматы суннитского ислама: пять «основ веры» (усул ад-дин) — ат-таухид (учение о единобожии), ан-нубувва (признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков), ал-‘адл (вера в божественную справедливость и правосудие Аллаха), ал-ма‘ад, или ал-кийама (вера в воскресение, Судный день, потусторонний мир), ал-хилафа, или ал-имама (учение о халифате/ имамате).

Усул ад-дин как раздел мусульманского богословия — учение об общих принципах веры и его методология.

Основные труды мусульманских богословов по догматике. «Усул ад-дин» ал-Багдади (ум. в 1037 г.) как источник по истории мусульманской догматики.

Мессианские идеи в исламе. Суннитское представление о махди (мессии) как символе конца света. Махдистские идеи в средневековье и новое время и их воплощение в социальной практике. Махдистские восстания в ал-Магрибе и Судане.

Эсхатологические представления в исламе.

3. Ал-Калам.

Понятия ал-калам, мутакаллим, ‘илм ал-калам. Ал-Калам как специфическая форма философской деятельности. Отличие ал-калама от догматического богословия (неприятие мистицизма и авторитаризма, интерес к естественнонаучным дисциплинам) и его сходство с ним (богословская терминология, религиозная проблематика).

Отношение мутакаллимов к разуму как высшей инстанции и их отличие в этом от догматиков-«традиционалистов» и мистиков-суфиев.

Методы и содержание ал-калама. Антидогматические и рационалистические установки ал-калама, диалектический способ рассуждений. Предмет рассуждений мутакаллимов: нормативные принципы ислама. Символико-аллегорическое толкование Корана.

Устная форма обсуждений спорных вопросов, собрания (маджалис) мутакаллимов.

Особенности ал-калама как спекулятивной дисциплины: натурфилософская и онтологическая проблематика в сочетании с учением о Боге и его атрибутах.

Несостоятельность мнения западных исламоведов об ал-каламе как «мусульманской ортодоксии», «ортодоксальной теологической системе». Враждебное отношение к мутакаллимам факихов, догматиков-захиритов, «традиционалистов»-салафитов. Гонения и преследования аш‘аритов в Хурасане. Антиму‘тазилитская и антиаш‘аритская направленность «Кадиритского символа веры».

Основные этапы развития средневекового ал-калама: му‘тазилпты, аш‘ариты, «поздние мутакаллимы».

Влияние школы асхаб ар-ра’й и философских традиций народов стран распространения ислама на становление ал-калама.

Ал-Джа‘д б. Дирхам (убит в 742 г.) — родоначальник ал-калама (приоритет разума, символико-аллегорическое толкование противоречащих разуму айатов Корана, тезис о сотворенности Корана).

Джахмиты — первая крупная школа ал-калама. Джахм б. Сафван (убит в 745 г.).

Ал-Калам и му‘тазилиты. Расцвет му‘тазилитской школы (первая половина IX в.) — эпоха расцвета ал-калама. Абу-л-Хузайл ал-‘Аллаф (ум. в 849 г.), ан-Наззам (ум. в 836 или 845 г.), ал-Джахиз (ум. в 868 г.).

«Эзотерический ал-калам» му‘тазилитов (онтологическая и натурфилософская проблематика).

Гонения на му‘тазилитов при халифе ал-Мутаваккиле (847—861). Отмежевание мутакаллимов от фаласифа.

Аш‘ариты — ведущая школа ал-калама. Ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.) — эпоним-основатель школы. Попытка легализации ал-калама путем компромисса с догматиками-«традиционалистами» (ханбалитами).

Ал-Матуриди (ум. в 944 г.) и матуридитская школа ал-калама в Мавараннахре.

Аш‘аризм в трудах ал-Бакиллани (ум. в 1012 г.) и ал-Джувайни (ум. в 1086 г.).

Попытки легализации аш‘аризма в шафи‘итском мазхабе.

Тенденция к сближению аш‘аритского ал-калама с ал-фалсафа: аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.), Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.) — и их слияние: ал-Байдави (ум. в 1286 г.), ал-Иджи (ум. в 1355 г.), ал-Джурджани (ум. в 1413 г.).

Ал-Калам в новое и новейшее время и его отношение к основам исламского вероучения.

Многообразие и противоречивость литературы об истории и сущности ал-калама. Вклад западных исламоведов в изучение ал-калама (М. Бернан, Р. Бруншвиг, Л. Гарде, Й. ван Эсс, М. Кук, Г. Франк).



Литература к разделу

‘Абд ал-Джаббар. Шарх усул ал-хамса. Ал-Кахира, 1965.

Ал-Багдади. Усул ад-дин фи ‘илм ал-калам. Стамбул, 1928.

Ибн ал-Муртада. Табакат ал-му‘тазила. Байрут, 1961.

Аш-Шахрастани. Китаб нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам. Лондон, 1934.

Жузе П.К. Му‘тазилиты. Казань, 1899.

Ибрагим Т.К. Философия калама (VIII—XV вв.). Автореф. докт. дис. М., 1984.

Anawati G.С., Gardet L. Introduction à la Théologie musulmane. P., 1948.

Bernand M. Le problème de la connaissance d'après la Mugni du Cadi ‘Abd al-Ğabbar. Alger, 1982.

Bernand M. Le savoir entre la volonté et la spontanéité selon an-Nazzam et al-Ğahiz. — StI. 39, P., 1974, p. 25—57.

Bravmann M. The Spiritual Background of Early Islam. — Studies in Ancient Arab Concepts. Leyde, 1972.

Brunschvig R. Mu‘tazilisme et aš‘arisme à Baghdad. — Arabica. 9, 1962. p. 345—356.

Brunschvig R. Mu‘tazilisme et Optimum (al-aslah). — StI. 39, 1974, p. 5—23.

Cook M. Early Muslim Dogma. A Source-Critical Study. Cambridge, 1981.

Cook M. The Origins of Kalam. — BSOAS, 43/1, 1980, p. 32—43.

Van Ess. J. Anfänge muslimischer Theologie. Beirut, 1974.

Van Ess J. Disputationspraxis in der islamischen Theologie. — REI. 44, 1976.

Van Ess J. Early Development of Kalam. — Studies on the 1st Century of Islamic Society. Edwardswill, 1982, p. 109—123.

Van Ess J. Ibn Kullab und die Mihna. — Oriens. 18—19, 1967, p. 92—142.

Frank R.M. Kalam and Philosophy. A Perspective from One Problem. — Islamic Philosophical Theology. Ed. by F. Morewedge. Albany, 1979, p. 71—95.

Laoust H. Le réformisme orthodoxe des Salafiya. — REI. 6, 1932, p. 175—244.

Madelung W. Imamism and Mu‘tazilite Theologie. — Le Shi‘isme Imamite. P., 1970, p. 13— 30.

Makdisi G. Ash‘ari and the Ash‘arites in Islamic Religious History. — StI. 17, 1962, p. 37— 80; 18, 1963, p. 19-38.

Nader A. Le système philosophique des Mu‘tazila. Beyrouth, 1956.

Wolfson H. A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.
Последнее обновление ( 05.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type