Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел VI Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел VI. Идейные течения и расхождения в исламе

Прозоров С.М.

1. Проблема «правоверия» и «заблуждения»

Специфика ислама как религии: отсутствие церкви. Формирование общественного мнения по религиозным вопросам — результат деятельности религиозных авторитетов (‘улама’ и фукаха’). Противоречивость основных источников исламского вероучения — Корана и сунны. Относительность понятий «правоверие» (ал-худа) и «заблуждение» (ад-далала). Ошибочность и некорректность применения к исламу христианских понятий «ортодоксия», «ересь», «секта».

Мусульманская доксография как источник по истории идейных течений и расхождений в исламе. Жанр «Макалат». Сводные труды суннитских авторов: «Макалат ал-исламийин» ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.), «ал-Фарк байна-л-фирак» ал-Багдади (ум. в 1037 г), «ал-Фисал фи-л-милал ва-н-нихал» Ибн Хазма (ум. в 1064 г.), «ал-Милал ва-н-нихал» аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.). Доксографическая традиция в средневековом исламе.

Мусульманская доксография как отражение религиозно-политической борьбы в Халифате. Ранние доксографические труды ши‘итов, му‘тазилитов, хариджитов, их тенденциозность, обусловленная принадлежностью авторов к разным догматическим школам.

Понятия ахл ас-сунна («сунниты») и ахл ал-ахва’ («люди пристрастных суждений»), или ахл ад-далала («люди заблуждения», «заблудшие»). Хадис о 73 общинах в исламе. Понятие фирка (милла). «Традиционалисты» (асхаб/ахл ал-хадис) и «люди недопустимых новшеств» (асхаб/ахл ал-бид‘а).

Идейная борьба в раннем исламе: сунниты-ханбалиты, ши‘иты, хариджиты, мурджииты, му‘тазилиты. Борьба суннитов-ханбалитов за религиозное единство мусульманской общины-государства. Му‘тазилитский догмат о сотворенности Корана. Успехи му‘тазилитов при халифе ал-Ма’муне: признание му‘тазилитских догматов элементами системы государственного вероисповедания. Реакция «традиционалистов». Претензии ханбалитов на роль хранителей «правоверного» ислама.

Аш‘ариты: компромисс суннитского «традиционализма» и му‘тазилитского ал-калама. Стремление аш‘аритских богословов определить «основы правоверия» (усул ад-дин ал-кавим). «Усул ад-дин» ал-Багдади.

Ханбалитская традиция в средневековье. «Кадиритский символ веры». Ибн Таймийа: борьба за возрождение «первоначального» ислама и религиозное единство. Ваххабиты.

«Правоверие» и «заблуждение» в современном исламе. Салафиты.

Проблема «правоверия» и «заблуждения» в трудах отечественных и зарубежных исламоведов (В. Бартольд, А. Лауст, Й. ван Эсс, В. Маделунг, Т. Нагель).

2. Проблема верховной власти

Нераздельность духовного и светского в раннем исламе. Практика Мухаммада и «праведных» халифов. Борьба за власть. Убийство халифа ‘Усмана (656) и образование религиозно-политической группировки сторонников правления ‘Али б. Аби Талиба. Первый и решающий раскол в исламе в борьбе за власть: сунниты, ши‘иты и хариджиты.

Различие представлений о природе верховной власти в раннем исламе. Хариджиты: общинный характер власти и безусловная выборность главы общины; ши‘иты: божественная природа власти, предопределенная в роду ‘Али; сунниты: условная выборность (согласие общины) главы общины из рода Хашимитов. Развитие этих представлений и их оформление в три радикально различные доктрины верховной власти. Их реализация в историческом плане и в современном мусульманском мире.

А. Сунниты

Доктрина халифата. Понятия «халиф» (халифа) и «халифат» (хилафа). Статус халифа. Халиф и имам. Власть халифа при Умаййадах, практика передачи власти. Аббасидский халифат. Тенденции объединения и разделения духовного и светского. Секуляризация власти, халиф и султан, практика назначения преемника. Роль ал-иджма‘. Ослабление власти халифов.

Теория халифата в трудах суннитских авторов. «Ал-Ахкам ас-султанийа» ал-Маварди (ум. в 1058 г.).

Распад Аббасидского халифата. Халифат при ‘Усманах. Ликвидация института халифата.

Суннитская доктрина халифата в современном мусульманском мире.

Б. Ши‘иты

1) Основные этапы истории шиитского движения

Начало движения. Понятие аш-ши‘а. Личность ‘Али. Аргументы сторонников ‘Али в пользу его прав на главенство в общине. Правление ‘Али. Ал-Куфа — оплот ши‘итов. Борьба между ‘Али и Му‘авийей за власть. Борьба ‘Али с хариджитами, убийство ‘Али (661). Гибель ал-Хусайна (680). Гонения на ши‘итов при Умаййадах.

Борьба ши‘итов против Умаййадов за возвращение власти в род ‘Али. Алидо-аббасидскне отношения: совместная борьба и соперничество. Аббасидские ши‘иты. Приход к власти Аббасидов и идейное размежевание между ними при халифе ал-Махди (775-785).

Раскол среди ши‘итов в середине VIII в. «Умеренные» ши‘иты (зайдиты, имамиты), «крайние» ши‘иты-гулат, исма‘илиты. Ши‘иты-рафидиты. Борьба ши‘итов против Аббасидов. Политические успехи ши‘итов: ши‘итские государства в IX—XI вв. Ши‘итское движение в средневековье, XIX и XX вв. Ши‘итские общины в современном мире.

2) Ши‘итская доктрина верховной власти (имамат)

Понятия имам и имамат. Сложение представления об имаме как носителе верховной власти. Природа имамата. Право на имамат. Имамат «достойного» (ал-фадил) и имамат «превзойденного» (ал-мафдул). Статус имама. Качества имама.

«Умеренные» ши‘иты

а) Зайдиты

Религиозно-политическая история зайдитов. Восстание Зайда б. ‘Али в ал-Куфе в 739—740 гг. Образование зайдитской общины. Восстания зайдитов. Зайдитские государства в Северной Африке (789—926) и Табаристане (864—928). Зайдитские династии в ал-Йамане (начало IX в. —1962 г.). Зайдитские общины в современном мусульманском мире.

Доктрина имамата. Расхождения среди ранних зайдитов в понимании имамата. Влияние му‘тазилитов на формирование зайдитской доктрины. Сложение общезайдитской доктрины имамата.

Зайдитский имамат и суннитский халифат: сходства и отличия. Основные положения учения зайдитов об имамате: выборность главы общины из рода ‘Али, отрицание божественной природы имамата, допустимость существования нескольких имамов одновременно в разных странах ислама, непризнание учения о «скрытом» имаме, требование к претенденту с оружием в руках доказывать в борьбе за власть свое право на имамат.

Зайдитская догматика: общее с догматикой суннитов и имамитов и отличное от них. Отвержение «антропоморфизма» и предопределения, отрицание «благоразумного скрывания своей веры» (ат-такийа).

Основы и особенности зайдитского права. «Корпус юрис» Зайда б. ‘Али.

б) Имамиты (исна‘ашариты)

Основные этапы религиозно-политической истории.

Ранний период. Зарождение представления об избранничестве рода ‘Али и исключительности его прав на главенство в общине. Ши‘иты-турабиты. Аргументы сторонников правления ‘Али: его родство с Пророком; «прямое» или «скрытое» назначение со стороны Пророка; духовное завещание — ал-васийа. Роль и место имамов в ши‘итском движении. Джа‘фар ас-Садик (ум. в 765 г.) и джа‘фариты: отказ от вооруженной борьбы за власть. Ши‘итские имамы после Джа‘фара ас-Садика. Утверждение наследственного (от отца к сыну) принципа передачи прав на главенство в общине.

Организационное объединение имамитов после «сокрытия» 12-го имама на основе учения о 12-ти имамах из «семьи Пророка». Имамитская община в период «малого сокрытия» (ал-гайба ас-сагира, 874—940). Сафиры («посланники») — посредники между «скрытым» имамом и его общиной.

Период «большого сокрытия» (ал-гайба ал-кабира — до Сафавидов). Политические успехи имамитов в X в.: ши‘итская династия Бувайхидов (Буидов) в Иране (с 932 г.) и в ал-‘Ираке (с 945 г.). Систематизация и кодификация имамитской догматики и права. Ибн Бабуйа (ум. в 991 г.), ал-Муфид (ум. в 1022 г.), Мухаммад ат-Туси (ум. в 1067 г.), ат-Табарси (ум. в 1153 г.), Насир ад-дин ат-Туси (ум. в 1273 г.), ал-Хилли (ум. в 1326 г.), Хайдар Амули (ум. в 1385 г.).

Сафавидский период. Провозглашение имамитского толка государственным вероисповеданием в Иране.

«Философизация» имамитского вероучения: Мир Дамад (ум. в 1632 г.), Мулла Садра (ум. в 1640 г.).

Имамитский ислам в позднее средневековье. Шайхиты. Бабитско-бахаитское движение в Иране. Общины имамитов в XX в. «Исламская революция» и Иране.

Доктрина имамата (теория и практика). Сложение представления об имамате как продолжении пророчества и божественного руководства общиной через имамов из «семьи Пророка». Обожествление имамов и их отношение к этому. Признание их непогрешимости и сверхъестественных знаний.

Роль ранних ши‘итских богословов в разработке доктрины имамата. Абу Джа‘фар ал-Ахвал (ум. в 777 г.), Хишам б. ал-Хакам (ум. в 814 г.).

Учение об имамате в период «сокрытия» имама. Сложение представления об имамате как эзотерической стороне божественного откровения и об имамах как толкователях эзотерического (батин) смысла.

Учение о «скрытом» имаме. Ожидание возвращения ал-ка’има из «семьи Пророка» как «доказательства» (ал-худжжа) восстановления божественной справедливости. Различия между ши‘итским ал-ка’имом и суннитским ал-махди. Качества и символы ал-ка’има.

Дальнейшее развитие доктрины: имамат как эманация вечного божественного света, имам — исполнитель божественного повеления, «полюс» (кутб) бытия.

Практическое разделение власти на духовную и светскую. Религиозный авторитет и духовная власть «людей религии» (риджал ад-дин), их претензии на посредничество между «скрытым» имамом и его общиной. Роль «людей религии» в религиозно-политической жизни Ирана в XIX и XX вв.

«Исламское правление» (ал-хукума ал-исламийа, или вилайат-и факих) в Иране: обновленная доктрина имамата, попытка реализации идеальной модели теократического правления времен Мухаммада, попытка объединения духовного и светского в исламе.

Догматика имамитов. Пять «основ веры» (усул ад-дин) имамитов: ат-таухид, ал-‘адл, ан-нубувва, ал-ма‘ад, или ал-кийама, ал-имама. Общее и различное в догматике имамитов и суннитов.

Имамитский ат-та’вил.

Имамитское предание. «Ал-Кафи фи ‘илм ад-дин» ал-Кулини (ум. в 941 г.) как источник имамитского вероучения и права. Структура и содержание.

«Четыре источника» (ал-усул ал-арба‘а) имамитского (джа‘фаритского) права и его особенности. Статус муджтахида. Предписание «благоразумного скрывания своей веры» (ат-такийа), допущение временного брака (ал-мут‘а, сига).

Школы имамитского права: ахбари и усули.

Религиозная практика имамитов. Культ «мучеников». Паломничество к «святым» местам.

История имамитов в трудах зарубежных исламоведов (И. Гольдциэр, М. Уотт, Д. Сурдэль, В. Маделунг, А. Корбэн, А Лэмбтон).

«Крайние» ши‘иты (гулат)

Определение гулат, общее и конкретное. Первые в исламе гулат: ‘Абд Аллах б. Саба, отрицание смерти ‘Али, ожидание его возвращения в качестве мессии.

Кайсаниты, сторонники имамата Мухаммада б. ал-Ханафии, сына ‘Али от ханифитки, как преемника духовного завещания (ал-васи), хранителя сокровенных знаний. Алидское восстание в 686 г. в ал-Куфе под руководством ал-Мухтара.

Разногласия среди кайсанитов после смерти Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) по вопросу о преемнике имамата: «истинные» кайсаниты, хашимиты, байаниты, ризамиты (‘аббасидские ши‘иты). Дальнейшее дробление кайсанитов, обожествление своих избранников.

Разработка в кайсанитской среде учений о переселении душ (танасух), вселении в человека божественной частицы, возвращении после смерти (ар-радж‘а), «изменении божественного мнения» (ал-бада’).

Трансформация кайсанитских идей. Хуррамиты (Иран, Средняя Азия) — идейные преемники кайсанитов. Восстание Бабака ал-Хуррами в горах Азербайджана в правление халифа ал-Ма’муна (813—833). Бабакиты, хуррамиты-мухаммириты, хуррамиты-маздакиты.

Усиление активности «крайних» ши‘итов в ал-‘Ираке в VIII в. — период наименьшей стабильности общественных отношений. Хаттабиты, мугириты, мансуриты и др.

Пестрота и эклектичность представлений «крайних» ши‘итов. Идеи божественной сущности верховной власти, заместительства имама-бога на земле, «скрытого состояния» имамов (ал-гайба, ас-caтp), их возвращения, непогрешимости и: пророческих знаний, вселения в них божественного духа. Адаптация этих идей «умеренными» ши‘итами.

Внедрение в ислам через «крайних» ши‘итов элементов различных идеологических систем (христианского гностицизма, неопифагореизма и пр.). Нусайриты (‘алавиты), хуруфиты, ахл ал-хакк / ‘али-илахи.

Исма‘илиты

История исма‘илитского движения. Начало движения. Раскол среди ши‘итов по вопросу преемства имамата после смерти 6-го имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Отделение сторонников сохранения имамата в потомстве Исма‘ила, сына Джа‘фара ас-Садика. Мубаракиты — идейные предшественники исма‘илитов.

Разделение исма‘илитов на две ветви после смерти Мухаммада б. Исма‘ила:

а) «семеричники» (ас-саб‘ийа), со второй половины IX в. — карматы, считавшие его 7-ым, последним имамом и ожидавшие его возвращения в качестве ал-ка’има;

б) исма‘илиты, сторонники передачи имамата в потомстве Мухаммада б. Исма‘ила, признававшие его потомков «скрытыми» имамами.

Религиозно-политическое движение карматов. Происхождение названия «карматы». Хамдан Кармат — исма‘илитский проповедник (ад-да‘и). Организация пропаганды. Начало вооруженной борьбы в Нижнем ал-‘Ираке (80-е годы IX в.). Цели и лозунги движения. Основание лагеря для переселенцев (дар ал-хиджра).

Карматская община: структура, система управления, социальная база. Идея социальной справедливости и равенства, связанная с возвращением ожидаемого ал-ка’има из рода ‘Али.

Расширение карматской пропаганды, рассылка проповедников.

Основание (899) на ал-Бахрайне независимой карматской общины-государства и выступление карматов против исма‘илитского руководства. Отмежевание карматов от исма‘илитов-‘убайдитов (Фатимидов).

Рост могущества бахрайнских карматов, их военные успехи. Захват Макки и ее ограбление.

Бахрайнская община: система хозяйственного и политического управления. Радикальность социальной программы. Причины ослабления общины: сохранение общинного рабства, жестокость и фанатизм, внутренние распри, изоляция от населения, вражда с фатимидскими исма‘илитами.

Преследования карматов при Газнавидах. Ослабление их влияния в ал-‘Ираке и Иране. Распад бахрайнского государства к концу XI в. Карматские идеи после распадения общины.

Система обучения (ат-та‘лим). Степени посвящения.

Влияние «Чистых братьев» (ихван ас-сафа’) на религиозно-философскую доктрину карматов.

Пренебрежение внешними обрядами и ритуальными запретами.

Исма‘илиты. Исма‘илитская пропаганда в дофатимидский период, или период «сокрытия» (ас-caтp). Успехи исма‘илитского «призыва» (ад-да‘ва). ‘Убайд Аллах ал-Махди. Фатимидский халифат (909—1171). Тайные организации фатимидских исма‘илитов за пределами их Халифата.

Расхождения и соперничество внутри руководства исма‘илитским «призывом». Отделение хакимитов, или друзов, обожествлявших халифа ал-Хакима (ум. в 1021 г.) и ожидавших его возвращения. Община друзов в период средневековья и в современном Ливане.

Раскол среди исма‘илитов после смерти халифа ал-Мустансира (ум. в 1094 г.): низариты и муста‘литы.

Низариты. Регионы распространения. Основание независимого государства (конец XI—XIII в.) с центром в Аламуте. Ал-Хасан б. ас-Саббах — основатель государства и глава «нового призыва» (ад-да‘ва ал-джадида). Практика террора. Ассасины.

Разгром низаритов Хулагу-ханом, их миграция в Индию. Ага-ханы. Особенности учения низаритов в Индии.

Общины низаритов в современном мире. Пропаганда низаритского учения.

Муста‘литы. Перемещение религиозного центра в ал-Йаман (до начала XVI в.), затем в Индию (современная община бохра). Разделение муста‘литов на даудитов и сулайманитов. Общины муста‘литов в современном мире.

Организация пропаганды. Иерархия. Идеализация исма‘илитской системы пропаганды. Подразделение мира на 12 «островов» (ал-джаза’ир). Иерархия руководства «островами». Система подготовки проповедников, степени посвящения. Методы пропаганды. Упрощение организации пропаганды у низаритов. Степени посвящения. Организация пропаганды у муста‘литов.

Учение исма‘илитов

Учение об имамате как стержень религиозно-философской доктрины исма‘илитов. Вера в «скрытого» имама (дофатимидский период), непогрешимость имамов из потомков ‘Али. Повиновение имаму (ал-вилайа) — важнейший из семи «устоев» (да'а’им) религии.

Эзотерическая доктрина (ал-батин): ат-та’вил (символико-аллегорическое толкование Корана и шари‘ата) и ал-хака’ик (система религиозно-философских знаний, опирающаяся на толкование «сокровенных» истин). Эклектичность эзотерической доктрины, идейные влияния на ее формирование.

Основные элементы религиозно-философской системы (ал-хака’ик): космогония и теории цикличности. Мистическое значение чисел и букв. Земной мир — отражение устройства горнего мира, космического порядка.

Космогоническая теория ан-Насафи (повешен в 942 г.). Принцип строения бытия. Видоизменения учения ан-Насафи. Семь стадий эманации в горнем мире, соответствие им в земном мире семи пророческих циклов.

Космогоническая теория ал-Кирмани (ум. в 1021 г.). Соответствие структуры физического мира и религиозной иерархии десяти Разумам горнего мира.

Углубление и философское обоснование исма‘илитской космогонии в позднефатимидский период. Процесс мироздания, устроение горнего мира посредством пяти духовных сил, соответствие им пяти телесных сил в земном мире, в мире религии. Перворазум, первоматерия. История человечества как циклическое развитие «проповеди истины и единобожия». Семь пророческих циклов и семь имамов. Ан-Натик и ас-самит. Мухаммад б. Исма‘ил — седьмой имам пророческого цикла Мухаммада. Ожидание его возвращения в качестве ал-ка’има и ан-натика седьмого пророческого цикла, «цикла откровения» (даур ал-кашф).

Провозглашение исма‘илитскими богословами принципов единства экзотерической стороны религии (аз-захир) и эзотерической ('илм ал-батин).

Эсхатология исма‘илитов. Представления о странствии душ и воскресении. Влияние суфийских идей и терминологии на учение исма‘илитов о воскресении.

Правовая система исма‘илитов. «Да‘а’им ал-ислам» ал-кади ан-Ну‘мана (ум. в 979 г.) как источник по истории исма‘илитского права. Сходство и различие между исма‘илитским и имамитским (джа‘фаритским) правом.

История исма‘илитов в трудах зарубежных востоковедов (С. Стерн, Б. Льюис, В. Маделунг, М. Галиб, С. ал-‘Аййаш, Ф. Дафтари).

Вклад В. Иванова и А. Семенова в изучение истории и идеологии исма‘илитов.

В. Хариджиты

1) История религиозно-политического движения хариджитов.

Начало движения. Борьба за власть между ‘Али и Му‘авийей. «Сиффинская битва» (657). Уход из лагеря ‘Али под ал-Куфой 12 тыс. воинов, недовольных его политикой. Хариджиты и их прозвища.

Вооруженная борьба хариджитов против ‘Али (до его убийства в 661 г.) и Му‘авийи. Регионы распространения хариджитов.

Раскол хариджитов на группировки во второй половине VII в.: азракиты, ибадиты, суфриты и др.

Азракиты. Нафи‘ б. ал-Азрак — руководитель мощного восстания хариджитов (684—699) в ал-‘Ираке против Умаййадов. Военные успехи азракитов: разгром халифских войск, овладение многими областями ал-‘Ирака и Ирана. Освобождение рабов, защита угнетенных. Поддержка азракитов персами.

Вражда между арабами и персами в лагере азракитов. Сужение социальной базы восстания вследствие жестокости и фанатизма азракитов. Поражение азракитов, истребление в Табаристане (699) последнего отряда азракитов-арабов.

Восстания азракитов в Иране. Систан — главный очаг азракитов-персов (с VIII в.). Восстание зинджей (869—883) в Нижнем ал-‘Ираке и Хузистане под руководством азракита ‘Али б. Мухаммада.

Ибадиты. ‘Абд Аллах б. Ибад — глава хариджитов ал-Басры. Отказ от поддержки восстания азракитов и от вооруженной борьбы против Умаййадов. Джабир б. Зайд (ум. около 717 г.) — организатор и учитель общины ибадитов в ал-Басре.

Активизация политической деятельности ибадитов в начале VIII в. и выселение большинства их вождей в ‘Уман.

Ал-Басра — духовный центр всех ибадитов.

Рассылка эмиссаров для подготовки «всеобщего восстания» ибадитов с целью создания «всемирного ибадитского имамата». Идеи пропаганды: социальная справедливость и равенство, возврат к «чистоте» первоначального ислама.

Успехи ибадитской пропаганды. Восстание ибадитов (конец 40-х годов VIII в.) в Южной Аравии, овладение Хадрамаутом и Сан‘ой. Общины ибадитов в ‘Умане, Иране, ал-‘Ираке, Восточной Африке, Синде.

Ибадитский имамат в Северной Африке. Объединение ибадитских общин при Рустамидах в 70-е годы VIII в. Распад имамата.

Общины ибадитов в современном мусульманском мире. Община ибадитов-вахбитов в Северной Африке.

Суфриты. Зийад б. ал-Асфар — глава общины хариджитов-суфритов в ал-Басре. Расхождение с другими хариджитами в определении верующих и неверующих. Восстание суфритов под руководством Абу Билала Мирдаса в окрестностях ал-Басры в правление халифа Йазида (680—683). Поражение суфритов. Поэт-мистик ‘Имран б. Хиттан (ум. в 703 г.) — имам суфритов.

Восстание суфритов в верховьях реки Диджла (Тигр, 695—697). Партизанская тактика суфритов, их распространение по Среднему ал-‘Ираку, овладение ал-Мада’ином. Подавление восстания.

Причины поражения хариджитских восстаний: раздробленность, соперничество между группировками, идейные расхождения, жестокость и фанатизм.

2) Доктрина верховной власти (теория и практика).

Расхождения среди хариджитов в вопросе имамата/халифата.

Общинный характер верховной власти. Имам/халиф — уполномоченный общины. Безусловная выборность главы общины, происхождение которого не имеет значения. Допустимость одновременного существования нескольких общин с правом избрания и смещения своего имама. Признание имамата «достойного» (ал-фадил) и отвержение имамата «превзойденного» (ал-мафдул).

Условия правомочности претендента на имамат: следование Корану и сунне, справедливое обхождение с людьми, способность с оружием в руках выступить против правителя-тирана.

Права и обязанности имама/халифа.

Хариджитская доктрина верховной власти и историческое развитие.

Хариджитские тенденции в современном мусульманском мире.

3) Догматика.

Влияние догматических концепций суннитов и му‘тазилитов на формирование догматики хариджитов.

Догматико-правовые расхождения среди хариджитов: определение понятий «верующие» и «неверующие» и отношение к последним; единобожие и многобожие; предопределение и свобода воли; отношение к «антропоморфистам», «многобожникам» и их детям, к принципу политического и религиозного убийства, к «благоразумному скрыванию веры» (ат-такийа); отношение к браку с нехариджитами и к наследованию имущества нехариджитов.

Расхождения по эсхатологическим вопросам внутри хариджитов и с другими течениями.

Роль хариджитов в разработке догматических вопросов ислама (теория халифата, определение веры и неверия, соотношение веры и действия, определение единобожия и многобожия).



3. Проблема веры

Влияние христианского богословия на возникновение споров среди мусульман о сущности веры и ее элементах.

Понятия дин («религия»), иман («вера»), куфр («неверие»). Представления о «малом» (ас-сагира) и «большом» («тяжком») грехе (ал-кабира). Расхождения среди мусульман в понимании веры и в отношении к мусульманину, совершившему «тяжкий» грех.

Хариджиты: вера — совокупность всех действий повиновения Аллаху, допущение увеличения и уменьшения веры, признание неверующим мусульманина, совершившего «тяжкий» грех. Роль хариджитов в разработке проблемы веры. Мурджииты: словесное признание истинности Аллаха и его Писаний, признание второстепенности действий по сравнению с верой, «откладывание» (ал-ирджа’) суждения о состоянии человека, совершившего «тяжкий» грех.

Зарождение представления об ал-ирджа’ в конце VII в.: ал-Хасан б. Мухаммад (внук ‘Али б. Аби Талиба). Распространение представления об ал-ирджа’ в ал-‘Ираке и восточных провинциях Халифата.

Перенесение политической лояльности мурджиитов в область догматики. Сложение мурджиитской догматической школы.

Догматические расхождения среди мурджиитов.

Мурджиитская концепция в современном исламе.

Му‘тазилиты: отождествление веры с религией, выдвижение на первый план действий повиновения Аллаху, рассматриваемых как доказательство веры, допущение увеличения и уменьшения веры.

Сунниты-«традиционалисты» (асхаб ал-хадис): признание трех элементов веры в соответствии с высказыванием пророка Мухаммада — словесное признание (ал-икрар би-л-лисан) истинности Аллаха, его Писаний и посланников; внутреннее согласие, или осознание сердцем (ат-тасдик би-л-калб); исполнение предписаний ислама (‘амал би-л-аркан). Терминологические расхождения среди богословов разных школ в определении веры.

Учение ханбалитов о вере как совокупности словесного признания, действий в соответствии с сунной и добродетельного намерения (ан-ниййа). Ханбалитские представления о вере в средние века. Салафиты. Ваххабиты.

Три вида веры в современном суннитском исламе.

Аш‘ариты: признание трех элементов веры и их подразделение на «основу», или «корень» (асл), веры — осознание сердцем истинности Аллаха — и ее «ветви» (фуру‘) — словесное признание и исполнение религиозных предписаний.

Расширительное толкование «традиционалистами» «основ» веры и ее «ветвей».

Расхождения среди богословов в вопросе о степени веры, возможности ее увеличения и уменьшения.

Изучение проблемы веры в западном исламоведении.



4. Проблема предопределения и свободы воли (ал-кадар)

Представление ранних мусульман об ответственности человека за свои поступки. Противоречивость Корана в вопросе предопределения. Понятие ал-кадар как предопределение и его эволюция. Ал-Кадар и ал-када’ как разные уровни божественного предопределения.

Ал-Джабр (безусловное предопределение), джабриты (джабариты) и их школы. Джахм б. Сафван (казнен в 745 г.) и джахмиты. Дирариты, наджжариты.

Влияние христианского богословия на возникновение споров среди мусульман о свободе человеческой воли. Иоанн Дамаскин (ум. в 753 г.). Сложение представления об ал-кадаре как свободе человека в выборе своих поступков. Кадариты и их школы. Гайлан ад-Димашки (казнен в 742 г. в Димашке/Дамаске) и гайланиты.

Роль му‘тазилитов в разработке учения о свободе человеческой воли. Му‘тазилитский тезис о божественной справедливости (ал-‘адл). Признание ответственности человека за свои поступки.

Отношение «традиционалистов» к кадаритам.

Проблема свободы воли и религиозно-политическая борьба.

Ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.) и аш‘ариты: стремление снять противоречие между учением джабритов о безусловном предопределении и учением му‘тазилитов об ответственности человека за свои поступки. Учение о «приобретении» (ал-касб) человеком своих поступков.

Проблема свободы человеческой воли в средневековом и современном исламе.

Изучение проблемы свободы воли и предопределения в зарубежном и отечественном исламоведении.



5. Проблема сущности и атрибутов Аллаха

Антропоморфистские представления ранних мусульман. Противоречивость Корана в вопросе о природе Аллаха и его атрибутах.

Начало догматических споров по этому вопросу. Понятия ат-ташбих («уподобление»), ахл ат-ташбих (ал-мушаббиха). Ранние «антропоморфисты»: «крайние» ши‘иты, хашвиты — Мукатил б. Сулайман ал-Балхи (ум. в 767 г.), Кахмас б. ал-Хасан (ум. в ал-Басре в 766 г.), Дауд ал-Джавариби.

Два вида «уподобления»(ат-ташбих).

Учение му‘тазилитов о божественных атрибутах (ас-сифат, ал-ахвал). Понятия ал-исбат и ат-та‘тил. Разделение богословов на признающих наличие у Аллаха положительных атрибутов (ас-сифатийа, или ахл ал-исбат) и отрицающих их наличие у него (ахл ат-та‘тил, или ал-му‘аттила).

Классификация божественных атрибутов: му‘тазилиты, аш‘ариты, суфии.

Полемика вокруг сущности (аз-зат) Аллаха и его атрибутов (ас-сифат) в IX— X вв., буквальное понимание антропоморфистских выражений в Коране (захириты), безраздельная вера в них по принципу би-ла кайф (ханбалиты), аллегорическое толкование их (му‘тазилиты).

Представления о телесности (ат-таджсим) Аллаха: каррамиты, зурариты.

Учение ши‘итского богослова Хишама б. ал-Хакама (умер в 814 г. в Багдаде).

Проблема сущности и атрибутов Аллаха в средневековом и современном исламе.

Изучение этой проблемы в зарубежном исламоведении.



Литература к разделу

Ал-Аш‘ари. Макалат ал-исламийин ва-хтилаф ал-мусаллин. Висбаден, 1963.

Ал-Багдади. Усул ад-дин фи ‘илм ал-калам. Стамбул, 1928.

Ал-Багдади. Ал-Фарк байна-л-фирак. Ал-Кахира, [б. г.].

Ибн ал-Муртада. Табакат ал-му‘тазила. Байрут, 1961.

Ан-Наубахти. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973.

Ал-Хаййат. Китаб ал-интисар. Байрут, 1957.

Аш-Шахрастани. Китаб нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам. Лондон, 1934.

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть I. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984.

‘Абд ал-‘Али М. Харакат аш-пш‘а ал-мутатаррифин. Ал-Кахира, 1954.

Ал-‘Аййаш С. Ал-Исма‘илийун фи-л-мархала ал-карматийа (Дираса хаула-л-карамита, ‘ака’идихим ва сауратихим). Байрут, 1981.

Галиб М. Та’рих ад-да‘ва ал-исма‘илийа. Байрут, 1965.

Дафтари, Фархат. Краткая история исма‘илизма. Традиции мусульманской общины. Пер. с англ. под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М., Ладомир, 2003.

‘Ирфан, ‘Абд ал-Хамид. Дирасат фи-л-фирак ва-л-‘ака’ид ал-исламийа. Багдад, 1967.

Надир А.Н. Ахамм ал-фирак ал-исламийа ас-сийасийа ва-л-каламийа. 2-е изд. Байрут, 1966.

Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., ИФВЛ, 2004.

Прозоров С.М. Эволюция доктрин «крайних» шиитов — гулат в исламе (VII—1-я половина X в.).- НАА. 1974, № 3, с. 146-153.

Султанов Р.И. «Касб» и проблема свободы воли в мусульманской теологии. — Вопросы этической мысли. М., 1983, с. 16—27.

Файйад А. Та’рих ал-имамийа ва аслафихим мин аш-ши‘а. Багдад, 1975.

Хрестоматия по исламу. Переводы с арабского, введения и примечания. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров. М., ИФВЛ, 1994 (Раздел 4. Догматика. Идейные расхождения в исламе, с. 108-138).

Abel A. La polémique damascénienne et son influence sur les origines de la théologie musulmane. — L'Élaboration de Islam, p. 61—85.

Allard M. Le problème des attributes divins dans la doctrine d'al-Aš‘ari et de ses premiers disciples. Beirut, 1965.

Anawati G.С., Gardet L. Introduction à la theologie musulmane. P., 1948.

L'Élaboration de l'Islam. P., 1961.

Van Ess J. Zwischen Hadith und Theologie. Studien zum Entstehen prädestinationischer Überlieferung. В.—N. Y., 1975.

Frank R.M. The Divine Attributes According to the Teaching of Abu-1-Hudhayl al-‘Allaf. — Le Muséon. 82, 1969, 3—4, p. 451—506.

Gardet L. Dieu et la destinée de l'homme. P., 1967.

Gimaret D. Théories de l'acte humain en théologie musulmane. P., 1980.

Glassen E. Studien zur Religionspolitik und Religiosität der späteren Abbasiden Zeit. Wiesbaden, 1981.

Islamic Philosophical Theology. Ed. by Parviz Morewedge. Albany, 1979, p. 46—57, 71—116, 120— 139.

Ivanow W. Early Shi‘ite Movements. — JBBRAS. 1941, NS 17.

Kraemer J.L. Heresy Versus the State in Medieval Islam. — Studies in Judaica, Karaitica and Islamica. Presented to Dr. Leon Nemoy. Ed. By Sheldon R. Brunschwick. Israel, 1982, p. 167— 180.

Lambton A. State and Government in Medieval Islam. Oxford, 1982.

Laoust H. Comment définir le Sunnisme et le Chiisme? — REI. 1979, 47, p. 3—17.

Laoust H. Le réformisme orthodoxe des Salafiya. — REI. 1932, 6, p. 175—244.

Laoust H. Les schismes dans l'Islam. Introduction à une étude de la religion musulmane. P., 1965.

Madelung W. Early Sunni Doctrine Concerning Faith as Reflected in the Kitab al-lman of Abu ‘Ubayd al-Qasim b. Sallam (d. 244/839). — StI. 1970, ¹ 32, p. 233—254.

Madelung W. Der Imam al-Qasim ibn Ibrahim und die Glaubenslehre der Zeiditen. В., 1965.

Madelung W. Das Imamat in der frühen ismailitischen Lehre. — DI. 1961, Bd. 37, S. 43—135.

Makdisi G. Ash‘ari and the Ash‘arites in Islamic Religious History. — StI. 1962, 17, p. 37— 80; 1963, 18, p. 19-39.

Nagel T. Geschichte der islamischen Theologie. Von Muhammed bis zum Gegenwart. Műnchen, 1994.

Nagel T. Das Problem der Orthodoxie in frühen Islam. — BOS. 1973, NS 27, S. 7—44.

Nagel T. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. Geschichte der politischen Ordnungsvorstellungen der Muslime. 1. Von den Anfängen bis ins 13 Jhdt. München, 1981.

La notion d'autorité au Moyen Age. P., 1982.

Ritter H. Muhammedanische Häresiographen. Philologika III. — DI. 1929, Bd. 18, S. 34—59.

Schacht J. New Sources for the History of Muhammadan Theology. — DI. 1953, Bd. 31, S. 23—42.

Le Shi‘isme Imamite. Colloque de Strasbourg (6—9 Mai, 1968). P., 1970.

Sourdel D. L'autorité califienne dans le monde sunnite. — La notion d'autorité au Moyen Age, p. 101—116.

Strothmann R. Islamische Konfessionskunde und des Sektenbuch des Aš‘ari. — DI. Bd. 19, 1930, S. 193—242.

Studies on the 1st. Century of Islamic Society. Edwardswill, 1982.

Tomson W. The Character of Early Islamic Sects. — Ignace Goldziher Memorial. Vol. 1. Budapest, 1948, p. 89-116.

Waddad al-Qadi. The Development of the Term Ghulat in Muslim Literature with Special Reference to the Kaysaniyya. — Akten des VII. Kongresses für Arabistik und Islamwissenschaft. Göttingen, 1976, S. 295—319.

Watt W.M. The Formative Period of Islamic Thought. Edinburgh, 1973.

Watt W.M. Free Will and Predestination in Eary Islam. L., 1948.

Watt W.M. Islamic Political Thought: The Basic Concept. Edinburgh, 1980.

Watt W.M. Shi‘ism under the Umayyads. — JRAS. 1960, 26, p. 158—172.

Wellhausen J. Die religiös-politischen Oppositionsparteien im alten Islam. В., 1901.

Последнее обновление ( 08.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type