Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел VII Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел VII. Суфизм

Кныш А.Д.
1. Общее понятие и определение.

Религиозный мистицизм и его характеристики. Общее и специфическое в мистико-философских системах разных религий.

Проблема однозначного определения суфизма. Определения суфизма в средневековой мусульманской литературе. Современные определения (у мусульманских авторов, в трудах востоковедов).

2. Происхождение термина.

Мнения средневековых мусульманских авторов о происхождении слов суфи и тасаввуф. Европейские точки зрения. Версия, принятая в современном востоковедении.

3. Проблема происхождения суфизма и роли внешних факторов.

Концепции европейских востоковедов: «иранская» (арийская реакция на семитский гений — Э. Палмер и др.), «неоплатоновская» (труды поздних представителей неоплатонизма как основной источник суфийских воззрений — Р. Никольсон, Е. Э. Бертельс), «христианская» (христианское вероучение и монашество — основа теории и практики раннего суфизма — А. Мерке, М. Асин Паласиос, А. Венсинк, М. Смит, отчасти — Р. Никольсон), «индийская» (решающее влияние буддизма и индуизма — А. фон Кремер, Р. Дози, М. Хортен, Р. Зэнер). Другие версии: тюркский элемент — «важнейшая составная часть» раннего суфийского учения и обрядности. «Кораническая» («мусульманская») теория Л. Массиньона, Т. Буркхардта и др. Недостатки этих версий: односторонний подход; антиисторизм; клерикализм; недостаточное знание социально-политической и религиозной ситуации, в которой возник и сформировался суфизм; европоцентристские заблуждения; рассмотрение типологических аналогий в качестве причинно-следственных отношений и т. д.

Современное состояние проблемы. Позитивные результаты: отказ от «редукционизма»; комплексный подход к изучению причин и источников появления суфийских учений; рассмотрение суфизма в качестве закономерного этапа развития мусульманской религии; признание неизбежности опосредованного воздействия на него ряда религиозно-философских систем, в частности неоплатонизма, гностицизма, восточного христианства, каббалы и т. д. Объективная трудность, препятствующая решению проблемы: отсутствие достоверных сведений о раннем этапе развития суфизма. Современные мусульманские ученые о проблеме возникновения суфизма (симпатии и антипатии, субъективизм).

4. Формирование и развитие аскетико-мистических настроений в VIII в.

Ранний этап сложения мусульманского мистицизма: аскетизм и подвижничество. Аскеты (зуххад) и подвижники (‘уббад): версии их социальной принадлежности; причины, заставившие их «отречься» от мира. Субъективный и объективный факторы и их соотношение. Басрийские аскеты. Роль ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.). Проблема аутентичности его воззрений (в изложении поздних суфийских авторов). «Наука о сердцах и душах» (‘илм ал-кулуб ва-л-хаватир). Раби‘а ал-‘Адавийа (ум. в 801 г.) и ее учение о «бескорыстной» любви к Богу. Ее современники-аскеты из ал-Басры и ал-Куфы. Возникновение аскетико-мистических движений в Багдаде, аш-Шаме (Сирии), Хурасане, Мисре (Египте). Ранние суфийские авторитеты (Малик б. Динар, Ма‘руф ал-Кархи, Сари ас-Сакати, Бишр ал-Хафи, Сулайман ад-Дарани, Ибрахим б. Адхам, ал-Фудайл б. ‘Ийад, Шакик ал-Балхи и др.). Проблема аутентичности их воззрений и биографических данных в изложении поздних суфийских авторов.

Отношение к ритуалам и предписаниям ислама (пост, молитва, ал-хаджж и т. д.).

5. «Классический» период развития суфизма.

Разработка суфийских учений в IX—X вв. Первые теоретики суфизма: ал-Мухасиби (ум. в 857 г.) («психология», «самоконтроль»), Зу-н-Нун ал-Мисри (ум. в 860 г.) (учение о суфийском «пути», теософия), Сахл ат-Тустари (ум. в 896 г.) (экзегетика, теософия, космогония), Абу Са‘ид ал-Харраз (ум. в конце IX в.) («психология», учение о конечной цели, мистика), ал-Хаким ат-Тирмизи (ум. в конце IX—начале X в.) (теософия, учение о святых, о соотношении «пророчества» и «святости»), ан-Нури (ум. в 908 г.) (учение о божественной любви, морально-этические рекомендации, «психология», теософия).

«Экстатическое» направление в «классическом» суфизме: ал-Бистами (ум. в 874 г.), ал-Халладж (ум. в 922 г.), аш-Шибли (ум. в 946 г.). Казнь ал-Халладжа: ее идеологические и социально-политические причины и последствия. «Классический» суфизм и суннитский ислам: точки соприкосновения и расхождения. Два направления в суфизме. «Трезвая» модель, выдвинутая ал-Джунайдом, и проповедь мистического экстаза у ал-Бистами, ал-Халладжа и их последователей. Соотношение этих течений, их судьба в последующие эпохи. Условность подобного деления. Первая реакция на негативные стороны суфийского образа жизни и поведения: движение ал-маламатийа в Хурасане.

6. Систематизация суфийской традиции.

Фиксация основных положений «суфийской науки» (‘илм ат-тасаввуф) в X— XI вв. Появление первых суфийских апологий, руководств и учебников: «Китаб ал-лума‘» ас-Сарраджа, «Китаб ат-та‘арруф» ал-Калабази, «Кут ал-кулуб» ал-Макки, трактаты ас-Сулами, «Ар-Рисала» ал-Кушайри, «Кашф ал-махджуб» ал-Худжвири. Взгляды их авторов. Суфийские биографии: «Табакат ас-суфийа» ас-Сулами и «Хилйат ал-аулийа’» ал-Исбахани. Суфийская экзегетическая традиция в «Хака’ик ат-тафсир» ас-Сулами. Цели авторов этих сочинений: оправдание суфийской теории и практики, доказательство «чисто исламского» характера суфийских представлений, формирование особой суфийской традиции со своими авторитетами, терминологией и системой ценностей.

7. Основные положения суфийских учений.

Понятие о «пути» (тарик, сулук), «стоянках» и «состояниях» (ал-макамат ва-л-ахвал) — краеугольный камень суфийских доктрин. Концепция любви к богу и ее понимание различными суфийскими авторами. Учение о суфийских «святых» (аулийа’); соотношение «святости» и «пророчества» (ал-вилайа ва-н-нубувва). Онтологические представления. Суфийская гносеология, ее отличие от традиционалистских и рационалистических концепций познания; сердце и его роль в познании. Сверхразумная интуиция (заук).

Суфийская экзегеза: ее возможные источники (ши‘изм и исма‘илизм) и присущие ей методы «духовного» истолкования коранического текста.

Морально-этические представления суфиев и суфийская «психология»; учение о «самонаблюдении» и «самоконтроле» (ал-муракаба ва-л-мухасаба); отношение к мирским делам и светской власти. Теории сближения и единения с богом; их критика со стороны суннитских богословов. Различные интерпретации конечной цели мистического «пути»; фана’ (самоуничтожение [в Боге]) и бака’ (пребывание [в Боге]). Суфизм и оккультные «науки».

8. Расцвет суфизма в XII—XIII вв.

Современное исламоведение о причинах роста влияния суфизма в XII—XIII вв. Идейные и социально-политические факторы, обусловившие расцвет суфизма и его институтов. Сближение суфизма с традиционалистским исламом. Ал-Газали (ум. в 1111 г.): его роль в «примирении» суннитского ислама с «умеренным» суфизмом. Неоднозначность отношения ал-Газали к суфийской теории и практике. Взаимоотношения ханбализма и суфизма: ‘Абд ал-Кадир ал-Джили (ум. в 1166 г.) и Ибн ал-Джаузи (ум. в 1200 г.).

Популяризация нравственных ценностей и идейных установок раннего суфизма. Культ «святых» и его связь с суфизмом. Отношение суфизма к немусульманским религиям и обрядам. Связь суфизма с «народным» исламом и его верованиями.

9. Философизация суфизма в XII—XIII вв.

Развитие спекулятивно-эзотерической стороны суфийских учений. Попытки философского обоснования мистической практики и переживания; доказательства преимуществ мистического метода познания истин «откровения» и «тайн» бытия. Обращение суфийских мыслителей к неисламским религиозно-философским системам (неоплатонизм, зороастризм, гностицизм, христианство, иудаизм и буддизм) и переработка их положений в контексте мусульманской культуры. Широкое использование достижений ал-калама и ал-фалсафы. Проблема определения непосредственных источников суфийских философских представлений. Универсализм суфийских мыслителей и его идейные мотивы: идея «избранничества» суфиев-«гностиков» — наследников «высшей» мудрости, от века пребывающей в мире.

Йахйа ас-Сухраварди ал-Мактул (ум. в 1191 г.) и его учение об «озарении» (ал-ишрак). Иерархия световых эманаций и ее зороастрийская символика. Проблемы, связанные с определением места ас-Сухраварди в истории мусульманской мысли и отнесением его к суфийской традиции.

Эзотерические учения андалусских суфиев XII в. (Ибн Барраджан и Ибн ‘Ариф). Специфика их воззрений по сравнению с восточным суфизмом.

Учение Ибн ‘Араби (ум. в 1240 г.). Окончательная формулировка и обоснование диалектического подхода к познанию бога и бытийных процессов. Теория единства и единственности всего сущего и множественности его проявлений в чувственном мире. Напряженный антиномизм положений Ибн ‘Араби. Дальнейшая разработка учения о «святости», «святых» и их иерархии. Концепция «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил), ее идейная направленность. Окончательная фиксация и осмысление в творчестве Ибн ‘Араби суфийской традиции, создание «энциклопедии мусульманского эзотеризма» (сочинения «Фусус ал-хикам» и «ал-Футухат ал-маккийа»). Влияние идей Ибн ‘Араби на последующую суфийскую традицию и на многие аспекты мусульманской культуры в целом. Современные трактовки его учения в мусульманском мире и на Западе.

Школа вахдат ал-вуджуд и ее роль в истории позднего суфизма. Виднейшие представители школы (Садр ад-дин ал-Кунави, ал-Кашани, ‘Абд ал-Карим ал-Джили, Джами и др.). «Правоверная» критика идей вахдат ал-вуджуд; вахдат аш-шухуд и ее представители в Иране и Индии (Симнани и Сирхинди). Борьба двух школ и ее влияние на духовную жизнь индо-пакистанских мусульман.

Философия Ибн Саб‘ина и ее особенности.

10. Зарождение суфийских братств в центральных областях мусульманского мира (ХII-ХIII вв.).

Причины и механизм сложения мистических братств (турук; ед. ч. тарика) в исламе. Отношения шайх (муршид, пир) — мурид и их роль в образовании суфийских объединений. Зикр, его виды и психологический эффект. Совместные радения (зикр, сама‘, хадра) как важный фактор консолидации суфиев в особые общины. Суфийские обители, их виды (рибат, ханагах) и отличия в разных частях мусульманского мира. Сходства и различия суфийских братств с христианскими монашескими орденами.

Первые братства: ал-кадирийа, ас-сухравардийа и ар-рифа‘ийа. Роль эпонимов в организации этих братств. Региональные братства: аш-шазилийа в Северной Африке, ал-бадавийа в Мисре (Египте), ал-маулавийа в Анатолии, ал-кубравийа в Средней Азии, чиштийа в Южной Азии.

Расхождения между братствами: догматика, цепь духовной преемственности, психотехническая практика и методы подготовки муридов, отношение к имуществу, светской власти, совершение зикра, одежда и т. п. Преобладание «джунайдовской модели» суфизма в братствах и причины этого. Значение цепи духовной преемственности (силсила). Облачение в рубище (хирка).

Структура и организация первых братств, дисциплинарные требования к их членам. Роль в социально-политической жизни. Причины постоянного отпочкования новых братств.

11. Суфизм и поэзия (XIII—XVII вв.).

Суфийская поэзия — характерная черта мусульманской культуры. Отличие суфийской поэзии от прочих поэтических жанров. Суфийская тематика и образная система. Символизм. Трудности анализа суфийских поэтических произведений: и однозначного определения позиции их авторов по отношению к суфизму. «Открытость» суфийских стихов для самых различных трактовок. Мистическое переживание и язык поэзии.

Крупнейшие арабоязычные поэты-суфии: Ибн ал-Фарид, Ибн ‘Араби, аш-Шуштари, ‘Афиф ат-Талимсани, ‘Абд ал-Гани ан-Нубулуси. Суфизм и персоязычная поэзия: Руми, Сана‘и, ‘Аттар, Са‘ди, Амир Хусрау, Низам ад-дин Аулийа, Ираки, Джами и др. Тюркоязычная суфийская поэзия: Султан Велед, Юнус Эмре, Кайгусуз Абдал. Влияние суфизма на современные литературные течения в странах мусульманского Востока.

12. Эволюция суфизма с XIV по XIX в.

Многоликость позднего суфизма, его связь с самыми различными идейными течениями. Сближение суфизма и ши‘изма; суфийско-ши‘итская идеология ряда братств: кубравийа, захабийа, ни‘матуллахийа, нурбахшийа, бекташийа. Влияние суфийских учений на мировоззрение поздних ши‘итских мыслителей (Хайдар Амули, Мир Дамад, Мулла Садра); синтез ши‘итской доктрины «скрытого» имама; и суфийских представлений о «совершенном человеке» и мистическом «полюсе» бытия (ал-кутб).

Иерархия суфийских «святых» и ее варианты.

Суфизм и мистико-эзотерические учения (бекташийа, хуруфийа, ахл-и хакк), открыто порывавшие с экзотерическим исламом. Влияние суфизма на универсалистские умонастроения в империи Великих Моголов (Дара Шикох).

Суннитская реакция: братство накшбандийа и его «возврат» к суннитскому «правоверию».

Суфизм как доминанта религиозной жизни мусульманского общества. Консолидирующая роль братств в период феодальной раздробленности и анархии. Связь суфизма с ремесленными организациями и вооруженными отрядами средних и низших слоев городского населения (аййарун, фитйан). Миссионерская деятельность суфийских братств и отдельных проповедников (Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Средняя Азия, Африка). Секреты ее успеха. Суфизм и повстанческо-махдистские движения: Бадр ад-Дин, бабиты, различные ответвления аш-шазилийи и т. п. Рост политического влияния братств (ал-кадирийа, ас-сухравардийа в империи Великих Моголов, накшбандийа и хваджаган в Средней Азии, бекташийа в Османской империи).

Бюрократизация и усложнение структуры братств. Институт «наместников» (халифа) и «эмиссаров» (мукаддам). Борьба братств за сферы влияния и рост их зависимости от светской власти. Экономическая основа существования братств. Негативные явления в суфизме: спекуляция «благодатью» (барака) и званием суфия, праздность, коррупция верхушки братств, отказ от «просвещенного» суфизма, шарлатанство, использование наркотиков для скорейшего достижения «контакта» с богом, инфляция суфийских идеалов и т. п.

Братства в колониальную эпоху. Различия в позициях по отношению к завоевателям: от организации вооруженной борьбы (ал-кадирийа и ас-санусийа, ал-махдийа, Шамиль) до сотрудничества (ат-тиджанийа и некоторые другие североафриканские братства).

Упадок суфизма и его институтов в арабском мире в конце XIX—начале XX в. Активизация суфийских братств в Черной Африке в XX в.


Литература к разделу

Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.). М., 2003, 847 с.

Бертельс А.Э. Избранные труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. (Ихйа’ ‘улум ад-дин). Избранные главы, Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М-, 1980.

Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. 1. Джелаль ед-дин Руми. (Вопросы мировоззрения). Тбилиси, 1979.

Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. СПб., 1895.

Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийа). Введение, перевод с арабского, примечания и библиография А.Д.Кныша. Памятники культуры Востока, 5. СПб., 1995

Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн ‘Араби (к истории суфийских учений). — Религии мира. 1984. М., 1984, с. 81—94.

Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. Перевод с англ., составление указателей М. Г. Романов. М.-СПб, «Диля», 2004.

Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912-1998) / Сост. и отв. редактор А.А. Хисматулин. — СПб.: Филологический факультете СПбГУ, 2001. — 394 с. — (Азиатика).

Хисматулин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). СПб., Orientalia, 1996.

Шмидт А.Э. ‘Абд-ал-Ваххаб аш-Ша‘раний и его «Книга рассыпанных жемчужин». СПб., 1914.

Ali Hassan Abdel-Kader. The Life, Personality and Writings of al-Junaid. A Study of a Third/ Ninth Century Mystic with an Edition and Translation of His Writings. L., 1962.

Jamil Аbип-Nasr. The Tijaniyya. A Sufi Order in Modern World. L., 1965.

Sayyed Haydar Amoli. La philosophie shi‘ite. Textes publiés avec une double introd. et index par H. Corbin et O. Yahya. Teheran—Paris, 1969.

Anawati G.-C,L. Gardet. Mystique musulmane: aspects et tendences, expériences et techniques. 3-me éd. P., 1976.

Andrae T. Islamische Mystiker. Stuttgart, 1960.

Arberry A.J. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. 2nd ed. L., 1956.

Awn J.Peter. Satan's Tragedy and Redemption: Iblis in Sufi Psychology. Brill—Leiden, 1983.

Bannerth E. Le Rôle de la mystique chez les musulmans. — Islam. Civilisation et Religion. P., 1965, p. 144-171.

De Beaureceuil S.L. Khawadja Abdullah Ansari, mystique hanbalite. Beirut, 1965.

Böwering G. The Mystical Vision of Existence in Classical Islam. В.—N -Y., 1980.

Burckhardt T. Introduction aux doctrines ésoteriques de l'Islam. P., 1969.

Corbin H. L'homme de lumière dans le soufisme iranien. P., 1971.

Ghazali. Le Tabernacle de Lumières. Michkat al-Anwar. Trad, de l'arabe et introd. par R. Deladrière. P., 1981.

Gilsenan M. Saint and Sufi in Modern Egypt. An Essay in the Sociology of Religion. Oxford, 1973.

Grämlich R. Die schiitischen Derwischorden Persiens. Teile I—III. Wiesbaden, 1965—.1981.

Grämlich R. Die Gaben der Erkenntnisse des ‘Umar al-Suhrawardi (‘Awarif al-ma‘arif). Übers, und eingeleitet von R. Grämlich. Wiesbaden, 1978.

Hartmann R. Zur Frage nach der Herkunft und den Anfängen des Sufitums. — DI, 16, 1916, p. 31—70.

Ibn ‘Ata’allah. The Book of Wisdom. Khwaja ‘Abdullah Ansari. Intimate Conversations. Introd., transl, and notes by V. Danner and W. M. Thackson. L., 1978 (Classics of Western Spirituality).

Islamic Dilemmas: Reformers, Nationalists and Industrialisation. Ed. by E. Gellner. Berlin—New York—Amsterdam, 1985.

De Jong F. Turuq and Turuq-Linked Institutions in Nineteenth Century Egypt. Leiden, 1978.

Junayd: Enseignement spirituel (traités, lettres, oraisons et sentences). Trad., introd. et notes de R. Deladrière. Sindbad—Paris, 1983.

Kattoura G. Das mystische und philosophische System des Ihn Sab‘in. Tübingen, 1977.

Keddie N. R. (ed.); Scholars, Saints and Sufis: Muslim Religions Institutions since 1500. Berkeley, 1972.

Knysh A. Islamic Mysticism: A Short History. E.J. Brill, Leiden-Boston-Köln, 2000 (358 pp.)

Lings M. What is Sufism? L., 1975.

Makdisi G. Ibn Taimiya: A Sufi of the Qadiriya Order. — American Journal of Arabic Studies. Vol. 1, 1973, p. 119—129.

Massignon L. La passion d'al-Hallaj, martyr mystique de l'Islam exécuté à Baghdad le 26 mars 922. T. 1—2. P., 1922.

Massignon L. Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. P., 1954.

Meier Fr. Soufisme et déclin culturel. Classicisme et déclin spirituel dans l'histoire de l'Islam. P., 1977, p. 217—241.

Molé M. Autour du Daré Mansour. L'apprentissage mystique de Baha' al-Din Naqshband. — REI. 27, 1959, p. 35—66.

Molé M. Les Kubraiya entre sunnisme et chiisme aux VIII-e et IX-e siècles de l'hégire. — REI. 29, 1961, p. 61—142.

Molé M. Les mystiques musulmans. P., 1965.

Nasr S. H. Sufi Essays. L., 1972.

Nicholson R.A. A Historical Enquiry Concerning the Origin an Development of Sufism. — JRAS, 1906, p. 303—349.

Nicholson R. A. The Goal of Muhammadan Mysticism. — JRAS, 1913, p. 59—69.

Nicholson R. A. Studies in Islamic Mysticism. Cambridge, 1921.

Nwyia P. Exégèse coranique et language mystique. Nouvel essai sur le lexique technique des mystiques musulmans. Beyrouth, 1970.

Nwyia P. Le Tafsir mystique, attribué à Ga‘far Sadiq. — MUSJ, 43, 1968, p. 181—230.

Radtke B. Al-Hakim at-Tirmidi, ein islamischer Theosoph des 3/9 Jahrhunderts. Freiburg, 1980.

Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. N. Carolina, 1975.

Schimmel A. As Through a Veil: Mystical Poetry in Islam. N. Y., 1982.

Smith M. Studies in Early Mysticism. L., 1932.

Последнее обновление ( 08.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type