Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел IX Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел IX. Философия (ал-фалсафа)

Кныш А.Д.
1. Ал-Фалсафа в истории ислама.

Соотношение понятий ал-фалсафа и ал-файласуф (мн. ч. ал-фаласифа) с западноевропейскими концепциями «философия» и «философ».

Средневековая мусульманская литература о предмете и задачах ал-фалсафа. Подчеркивание большинством религиозных авторитетов немусульманского происхождения и характера этой науки; противопоставление ее «исконным» мусульманским дисциплинам (‘илм ат-тафсир, хадисоведение, ал-фикх) и спекулятивному богословию (‘илм ал-калам). Ал-Фалсафа как рефлексия на интеллектуальное наследие греко-римской культуры. Западноевропейские исламоведы о роли, месте и специфике мусульманской философии; различные подходы к ее изучению.

2. Истоки мусульманской философской мысли.

Интеллектуальная атмосфера на Ближнем и Среднем Востоке ко времени появления ислама. Традиции александрийской и афинской философских школ: аристотелизм, платонизм, пифагорейство, стоицизм. Широкое распространение неоплатоновских учений. Неоплатонизм на почве христианства. Философские взгляды сирийских христиан. Религиозно-философский синкретизм: гностические и герметические доктрины.

3. Становление философской науки в ранне‘аббасидскую эпоху (вторая половина VIII—начало IX в.).

Проблема периодизации истории мусульманской философии. Расцвет переводческой деятельности в Багдаде в период правления ал-Ма’муна. Байт ал-хикма: Хунайн б. Исхак, Хубайш б. ал-Хасан, Сабит б. Курра и др. Куста б. Лука. Связь ал-фалсафа с естественными и оккультными науками: Джабир б. Хаййан.

4. Ранний этап развития ал-фалсафа (IX—XI вв.).

Первый философ: ал-Кинди (ум. после 870 г.). Разработка понятийного аппарата и арабской философской терминологии; метафизические воззрения; связь с му‘тазилитским учением.

Ибн Закарийа ар-Рази (ум. в 925 или в 934 г.). Особенности его мировоззрения: утверждение преимуществ и незаменимости рациональных методов познания, основанных на античных образцах, в решении важнейших проблем бытия (как метафизических, так и морально-этических); отрицание возможности религиозного решения этих проблем; скептическое отношение к исламу.

Ал-Фараби (ум. в 950 г.): рационалистическое учение о бытии и государственном устройстве; признание необходимости религии для большинства людей как средства обеспечить правильное функционирование общества.

Философские воззрения Ибн Сины (ум. в 1037 г.): попытка примирить положения религии и философии; синтез аристотелизма и неоплатонизма; создание цельной онтологической и гносеологической системы, основанной на неоплатоновском учении об эманации.

Ибн Масарра (ум. в 931 г.) и Ихван ас-сафа’: синтез эзотерических и философских доктрин эпохи эллинизма (особенно неопифагорейства и позднего неоплатонизма); идейная связь с исма‘илитским движением.

5. Проблематика ал-фалсафа и ее связь с богословскими дискуссиями в исламе.

Специфика видения мира. Онтологические концепции философов раннего этапа истории ал-фалсафа в сравнении с аналогичными концепциями му‘тазилитов и аш‘аритов. Соотношение сущности (аз-зат, ал-джаухар) и существования (ал-вуджуд); понятие о необходимосущем (ваджиб ал-вуджуд) в зависимом бытии (ал-мауджуд би-л-гайар). Проблема креационизма. Расхождение с богословами в вопросе о роли пророческой миссии Мухаммада и о месте религии в жизни общества.

Ал-Фалсафа и аш‘аритский ал-калам. Философский принцип рационального устроения бытия и познаваемости его с помощью логико-рациональных методов, концепция всеобщей причинно-следственной связи явлений и незыблемости природных законов в противоположность креационизму и абсолютизации божественной воли у аш‘аритских богословов.

Различия в практических выводах ал-фаласифа и мутакаллимов (в частности, о роли и предназначении человека в мироздании); их расхождения в эсхатологических представлениях.

Неприятие методов и выводов ал-фалсафа богословами-«традиционалистами»; их аргументация.

Духовная изолированность философов; негативное отношение к ним большинства современников. Распространение среди философов представления о своих «элитарности» и «избранничестве».

Отношение философов к прикладным областям своей науки: алхимии, астрологии, физике, математике, медицине и т. д. Отрицание ими значения эмпирических наблюдений для философских построений. Абсолютизация общего за счет частного в противоположность аш‘аритам.

6. Второй этап развития ал-фалсафа.

Ал-Газали (ум. в 1111 г.); критика философских учений с позиций аш‘аризма и суннитского «правоверия». Стремление показать несостоятельность философских методов познания, не подкрепленных авторитетом «откровения». «Разоблачение» «заблуждений» философов: а) в вопросах эсхатологии (воскресение, «будущая» жизнь, бессмертие души и т. д.); б) в вопросе о знании бога о конкретных вещах; в) в отказе от креационизма, сведении роли бога в творении мира к «первому толчку» и в абсолютизации причинно-следственной связи явлений. Утверждение «бессмысленности» и «вредности» занятий философскими науками. Взгляды ал-Газали на прикладные отрасли ал-фалсафа: логику, математику, алхимию, астрологию и т. д. Его мнение о причинах расхождений между философами в решении ключевых онтологических проблем.

Последствия критики ал-Газали: сближение суннитского богословия и ал-фалсафа; переосмысление методов и концепций ал-фалсафа в более приемлемом для ислама духе.

Философская мысль на Западе мусульманского мира: Ибн Баджжа (ум. в 1159 г.), Ибн Туфайл (ум. в 1185 г.). Проповедь интеллектуального «избранничества» и философского индивидуализма. Отношение к религиозным догматам. Идея «эволюционизма»; символико-аллегорическое видение и изображение мира и роли человека в нем.

Ибн Рушд (ум. в 1198 г.): попытка дать ответ на обвинения ал-Газали. Компромиссный подход к решению проблем, связанных с сотворением мира, божественной волей и божественным знанием. Три возможных способа познания и изложения истин бытия: риторический, диалектический (софистический) и аподиктический. Доказательство преимуществ последнего и одновременно допущение его ограниченности в решении вопросов, выходящих за рамки рационалистической гносеологии (творение, природа божества и его атрибутов, эсхатология и т. п.). Отношение к тексту Корана и возможные пути его интерпретации.

Ибн Саб‘ин (ум. в 1270 г.) — один из последних философов-перипатетиков в исламе. Суть и истоки его философских воззрений; элементы иррационализма и мистицизма.

Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.): попытка сочетания положений Ибн Сины и ал-Газали; дальнейшее приближение ал-фалсафа к проблематике и задачам ‘илм ал-калама. Сведение воедино и примирение различных мусульманских теорий с целью создания общей для всего ислама богословско-философской системы. Признание превосходства и первичности «откровения» по отношению к рациональному знанию в целом и философии в частности. Принцип взаимодополняемости «откровения» и рационального знания.

7. Учение об «озарении» (ал-ишрак) и ши‘итская философская традиция.

Развитие идей Ибн Сины в мистико-философских учениях Абу-л-Бараката ал-Багдади (ум. в 1155 г.) и ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.). Особенности их мировоззрения в сравнении с предшествующей философией. Мистическое «озарение» (или «интуиция») и «божественное откровение» — высшее доступное человеку знание о бытии и боге. Место рационалистических методов в гносеологии ас-Сухраварди. Распространение учения ал-ишрак в сафавидском Иране.

Ши‘итская философия: Насир ад-дин Туси (ум. в 1273 г.). Разработка учения Ибн Сины в рамках ши‘итского мировоззрения: ал-Хилли (ум. в 1326 г.).

Философские воззрения Хайдара Амули (ум. в 1385 г.): восприятие и переосмысление в соответствии с положениями ши‘итской догматики учения суфийского мыслителя Ибн ‘Араби (ум. в 1240 г.) и его последователей; создание синкретической богословско-философской системы, опиравшейся на доктрину вахдат ал-вуджуд.

8. Застойные явления в истории ал-фалсафа в позднее средневековье.

Окончательное слияние ал-фалсафа с аш‘аритским ал-каламом: ал-Иджи (ум. в 1355 г.), ал-Джурджани (ум. в 1413 г.), ал-Фанари (ум. в 1418 г.) и др. Схоластические споры вокруг обвинений ал-Газали в адрес философов: ат-Тафтазани (ум. в 1389 г.). Расцвет комментаторской деятельности: ат-Даввани (ум. в 1427 г.).

Признаки застоя и упадка: отсутствие творческого поиска, замкнутость на собственной проблематике, умозрительность, схоластическое классификаторство.

Ибн Халдун (ум. в 1406 г.) о современной ему философии. Ее эволюция в XV— XVII вв.

Мусульманская философская мысль в XX в.



Литература к разделу

Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. Сб. статей (Монреаль, XVII ВФК, 1983). М., 1983, с. 8, 21—27.

Ибн Сине (Авиценне) 1000 лет. Материалы юбилейных конференций. М., 1980.

Ибн Сина. Избранное. Ташкент, 1981.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М., 1961.

Киткович Е. Н., Махмудова М. К. Авиценна в зарубежных изданиях. Ташкент, 1980.

ПП и ПИКНВ. XV Годичная сессия ЛО ИВ АН СССР. Ч. 3 (доклады и сообщения о творчестве Ибн Сины). М., 1981.

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. С. А. Хомутова. Предисл. и примеч. А. В. Сагадеева. М., 1978.

Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.

Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). Изд. 2-е. М., 1980.

Сагадеев A.B. Отечественная литература об ал-Фараби в год его 1100-летнего юбилея. — НАА. 1977, № 6, с. 190—197.

Сагадеев А.В. Философская робинзонада Ибн Туфайла. — Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. Сб. научных трудов. М., 1986, с. 54—78.

Arnaldez В. Falsafa. — EI, NE, 2, p. 769—775.

Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y.—L., 1970.

Gardet L., Anawati G.-C. Introduction à la Théologie musulmane. P., 1948.

Marquet Y. La philosophie des Ikhwan al-Safa. Alger, 1973.

De Menasce J. Arabische Philosophie. Bern, 1948.

Walzer В. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxford, 1962.

Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1962.
Последнее обновление ( 08.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type